Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

94

 

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХОМОТОРИКУ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ НЕЙРОДИНАМИКИ

 

Б. А. ВЯТКИН,

Институт культуры, Пермь

Л. Я. ДОРФМАН

Педагогический институт, Пермь

 

Положение о том, что функциональная музыка влияет на качественное своеобразие деятельности и повышает ее эффективность в труде, учении и спорте, в настоящее время является достаточно установленным [6], [18]. Однако вне поля внимания многих исследователей до сих пор остается вопрос о влиянии различной музыки как носителе разных эмоциогенных качеств на деятельность человека в зависимости от нейродинамических свойств его нервной системы.

Объективной причиной неодинакового воздействия на человека разных музыкальных произведений являются их средства выразительности, которые можно подразделить на две группы (по принципу наличия или отсутствия в них так называемого внутреннего развития [19]): а) мелодика, гармония, музыкальная форма; б) темп, лад, тембр.

Музыкальные признаки, относящиеся ко второй группе, хотя и видоизменяются, но в отличие от первой внутренне не развиваются, причем они представляют общие характеристики музыки. Поэтому для исследования различных эмоциогенных влияний той или иной музыки на деятельность человека нужно учитывать прежде всего выразительные средства, относящиеся ко второй группе. Далее, из названной группы необходимо выбрать средства, представляющие ядро выразительности музыки (насколько это возможно в рамках признаков, относящихся ко второй группе). Логически оправданным является выделение для этоий роли лада (натуральный мажор, мелодический минор) и темпа (быстрый, медленный) музыки. Основанием для такого выбора является анализ музыкально-теоретической [10], [11], [16] и исторической [23] литературы.

Исходной предпосылкой для изучения взаимного влияния эмоционального эффекта музыки различного темпа и лада и особенностей нейродинамики на деятельность в спорте явились факты двоякого рода. С одной стороны, в целом ряде исследований, выполненных в лаборатории В. С. Мерлина, установлено, что одно и то же психическое состояние, вызванное различными эмоциогенными факторами (трудность задания, активность мотивации, педагогические воздействия, антиципация угрозы и т. д.), Оказывает влияние на те или иные физиологические или психологические проявления личности в зависимости от особенностей нервной системы и темперамента [13]. С другой стороны,

 

95

 

имеется целый ряд данных, свидетельствующих о том, что моторная деятельность и проявления отдельных психомоторных качеств в различных условиях обусловлены свойствами нейропсиходинамики [4], [3], [15], [8].

На основании этого можно предполагать, что музыка различного темпа и лада в силу своего различного эмоциогенного воздействия будет оказывать неодинаковое влияние на психомоторику в зависимости от индивидуальных различий в свойствах нейродинамики.

Задача настоящего исследования заключалась в том, чтобы выяснить, каково влияние музыки различного темпа и лада на некоторые особенности психомоторики у лиц с сильной и слабой относительно возбуждения нервной системой.

 

МЕТОДИКА

 

Сила нервной системы относительно возбуждения определялась по двигательной методике В. Д. Небылицына — наклон кривой латентных периодов простой двигательной реакции в ответ на звуковые раздражители различной интенсивности [17] и по методике В. С. Мерлина — «угашение с подкреплением» условной непосредственно приспособительной КГР [14]. Окончательный диагноз по силе процесса возбуждения: ставился на основе совпадения результатов обеих методик.

Основное исследование включало в себя пять серий экспериментов: I серия была фоновой (особенности психомоторики изучались без музыкального сопровождения), во IIV сериях фиксировались изменения моторики при действии, медленной минорной (мелодический минор), быстрой мажорной (натуральный мажор) музыки. Изучение проявлений психомоторных качеств в фоне и при действии музыки проведено на одних и тех же испытуемых.

Каждая серия экспериментов проводилась с участниками опытов; индивидуально в звукоизолированной камере в течение 25—30 мин. Первые 5 мин спортсмен адаптировался к экспериментальной обстановке. Затем последовательно регистрировались проявления пространственных, временных и силовых характеристик психомоторики, причем после каждого вида испытаний следовал перерыв 1—1,5 мин. В заключение фиксировались показатели активации. В тех сериях, где исследовалось влияние музыки, общая длительность опытов была несколько большей за счет восприятия музыки в течение 3 мин перед психомоторными испытаниями.

Фиксировалось изменение следующих показателей психомоторики: силовых — максимальная и дозированная (50% от максимума) ручная динамометрия, статическая выносливость; временных — время простой двигательной реакции (ВР) и его вариативность, максимальный теппинг; пространственных — кинематометрия при малой (20°) и большой (70°) амплитудах движения в локтевом суставе на кинематометре Жуковского в горизонтальной плоскости (воспроизведение и дозирование 50% от заданной величины).

Активация определялась по показателям самооценки (пассивный — активный, бездеятельный — деятельный, сонливый — возбужденный, рассеянный — внимательный), шкалируемой по шкале от 1 до 7 балла (метод семантического дифференциала [1]), и частоте пульса и его синусовой аритмии (первая — по интервалам RR на ЭКГ, вторая — по Р. М. Баевскому [2]).

Жанр и стиль музыки (инвариантные для всех четырех музыкальных программ и состоявшие из малознакомых мелодий) были выбраны по данным опроса. Все программы состояли из эстрадных, инструментальных музыкальных произведений одинаково равномерного (несинкопированного) ритма, одного и того же размера (2/4 или 4/4), с исполнением

 

96

 

примерно на одних и тех же музыкальных инструментах и с одной и той же интенсивностью звучания.

Испытуемые—спортсмены в возрасте 18—22 лет, не имеющие музыкального образования,— всего 45 человек.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В результате испытания силы нервной системы относительно возбуждения диагноз «сильный» получили 19, «слабый»—16 человек (коэффициент корреляции между показателями силы нервной системы по обеим методикам для всех 45 испытуемых равен 0,687). Эти 35 человек и составили полярные по силе нервной системы группы.

Таблица 1

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОМОТОРИКИ У ЛИЦ С СИЛЬНОЙ И СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

 

 

Обнаружено, что музыка различного темпа и лада оказывает неодинаковое влияние на изучавшиеся психомоторные качества испытуемых с сильной и слабой нервной системой. Соответствующие данные представлены в табл. 1. В ней приведены средние данные показателей психомоторики отдельно для каждой типологической группы испытуемых и показана достоверность этих изменений по отношению к фону — по критерию Стъюдента. Знаки + или — перед показателями (2,7—10) обозначают направление ошибки: соответственно больше или меньше заданной величины испытуемый выполнил действие.

Как видно из таблицы, у лиц с сильной нервной системой медленная минорная музыка не оказывает достоверного влияния на психомоторику. Под действием же быстрой мажорной музыки достоверно возрастает статическая выносливость и уменьшается ошибка при дозировании силовых усилий и максимальная динамометрия; увеличивается

 

97

 

статическая выносливость; ошибка при воспроизведении движений малой амплитуды исчезает, а при дозировании движений большой амплитуды — уменьшается (статистически незначимо).

Под действием быстрой минорной музыки также значимо уменьшается ошибка при дозировании силовых усилий, увеличивается статическая выносливость и уменьшается максимальная динамометрия, при воспроизведении движений малой амплитуды ошибки снижаются. Уменьшаются ошибки и при дозировании движений большой амплитуды. Показатель — ВР — увеличивается. То же относится к максимальной ручной динамометрии, но только при медленной мажорной и быстрой минорной музыке.

У лиц со слабой нервной системой при медленной минорной музыке ВР улучшается (уменьшается), но ошибка при дозировании движений малой амплитуды, наоборот, ухудшается (увеличивается). При быстрой мажорной музыке ВР и его вариативность уменьшаются, но максимальная динамометрия, напротив, ухудшается. При медленной мажорной музыке коэффициент вариативности ВР и ошибка при воспроизведении движений малой амплитуды уменьшаются. Под действием быстрой минорной музыки ВР и максимальный теппинг-тест улучшаются, но максимальная ручная динамометрия, наоборот, ухудшается.

Таким образом, под влиянием использованных нами музыкальных программ у лиц с сильной нервной системой наблюдаются однонаправленные положительные сдвиги в основном по пространственным (хотя далеко не достаточно значимо), а у лиц со слабой нервной системой — только по временным (хотя опять-таки не по всем достаточно значимо) показателям психомоторики. Силовые же характеристики у спортсменов с сильной нервной системой по одним показателям улучшаются, а по другим, напротив, ухудшаются или не изменяются; у спортсменов же со слабой нервной системой они в подавляющем своем большинстве (за исключением опытов с статической выносливостью) или не изменяются, или ухудшаются. Что касается вида транслируемой музыки, то у всех испытуемых, независимо от силы их нервной системы, при одной и той же музыке одни психомоторные показатели улучшаются, а другие, наоборот, ухудшаются. У лиц с разной силой нервной системы эти изменения неодинаковы (изменяются разные показатели). Отсюда следует, что влияние музыки на психомоторику зависит по меньшей мере от трех факторов: от психомоторного качества, на которое она влияет, от силы нервной системы и от содержания музыки.

Для определения характера зависимости между силой нервной системы и показателями психомоторики в разных условиях деятельности были высчитаны коэффициенты корреляции (по Пирсону) между показателями силы нервной системы (по двигательной и КГР методикам) и показателями психомоторики. Эти данные представлены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что в условиях фона сила нервной системы относительно возбуждения положительно коррелирует с показателями дозированной динамометрии, дозирования движений малой и большой амплитуды и воспроизведения движений малой амплитуды. Это значит, что чем сильнее нервная система испытуемых, тем больше ошибки в дозировании силовых и пространственных параметров движений. Отрицательные корреляции между показателями силы нервной системы и статической выносливости, а также между временем простой двигательной реакции и его вариативностью говорят о том, что лица с сильной нервной системой в фоне проявляют меньшую статическую выносливость, чем «слабые», но их реакция отличается большей скоростью и меньшей вариативностью. При действии медленной минорной музыки сила нервной системы положительно коррелирует по двум методикам (двигательной и КГР) с показателем дозированной динамометрии.

 

98

 

Таблица 2

МАТРИЦА ИНТЕРКОРРЕЛЯЦИЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СИЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПСИХОМОТОРИКИ ПРИ ДЕЙСТВИИ МУЗЫКИ РАЗЛИЧНОГО

ТЕМПА И ЛАДА

 

 

Значит, характер взаимосвязи между силой нервной системы и данным психомоторным показателем при слушании медленной минорной музыки остался таким же, как и в фоновых опытах: с большей силой нервной системы ошибка при дозировании динамометрии возрастает. В сопровождении быстрой мажорной и быстрой минорной музыки сила нервной системы положительно коррелирует по обеим методикам с временем реакции. Это говорит о том, что в отличие от фона в этих опытах большая скорость реакции не у «сильных», а, наоборот, у «слабых». При быстрой минорной музыке отрицательная корреляция силы нервной системы с показателем вариативности ВР и положительная — с показателем воспроизведения движений большой амплитуды свидетельствуют о том, что чем больше сила нервной системы, тем более стабильно время реакции, но менее точны движения в пространстве. В сопровождении медленной мажорной музыки сила нервной системы в большинстве случаев не коррелирует с показателем психомоторики, что говорит об отсутствии достаточной зависимости в этих условиях между силой нервной системы и психомоторными качествами.

Из всех этих данных следует, что влияние различной по структуре музыки на отдельные психомоторные качества в ряде случаев зависит от силы нервной системы.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

 

Чем объяснить, что под влиянием музыки различного темпа и лада улучшение или ухудшение отдельных параметров по отношению к фону обусловлено типологическими различиями по силе нервной системы?

Для ответа на этот вопрос обратимся к характеристике некоторых особенностей лиц с сильной и слабой нервной системой и прежде всего к характеристике уровня их активации.

 

99

 

Как утверждает В. С. Мерлин [12], в эмоционально положительных ситуациях «сильные» отличаются большей концентрацией возбуждения в доминанте, чем «слабые». Поэтому лица с сильной нервной системой более эмоционально устойчивы, а лица со слабой нервной системой более реактивны. В свете этих данных улучшение временных параметров психомоторики у «слабых» под влиянием музыки можно рассматривать как проявление их реактивности.

В то же время известны следующие факты: внешняя стимуляция улучшает показатели деятельности у лиц, которых по своим психологическим проявлениям можно отнести к сильному типу нервной системы, и такое влияние объясняется недостаточным уровнем активации «сильных» по сравнению с лицами, характеризуемыми слабым нервным процессом [5], [9], [21], [22]. Эти сведения позволяют понять положительные эффекты влияния музыки на те показатели психомоторики «сильных», которые не требуют, проявлений реактивности, а именно скорости реакций. Экспериментальные результаты подтверждают подобную закономерность: у лиц с сильной нервной системой под влиянием музыки улучшается большинство силовых и пространственных, но не временных характеристик движений.

 

Таблица 3

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АКТИВАЦИИ ЛИЦ

С СИЛЬНОЙ И СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

 

 

Как же изменяется уровень активации у лиц с сильной и слабой нервной системой под влиянием музыки различного темпа и лада? Из табл. 3 видно, что активация возрастает по сравнению с фоном у «сильных» при действии любой музыки, у «слабых» — при быстрой музыке любого лада. Возможно, что изменения в активации как раз и опосредствуют влияние музыки на психомоторику.

Однако эти результаты нуждаются в некотором ограничении, так как, согласно данным Э. А. Голубевой и В. И. Рождественской [5], связь, между силой нервной системы и продуктивностью деятельности существует только при определенных уровнях активации. У нас поэтому есть основания для утверждения наличия значимых связей между силой нервной системы и показателями психомоторики также лишь при определенном уровне активации.

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1.  Музыка различного темпа и лада, вызывая определенный уровень активации, в ряде случаев оказывает положительное влияние.

2.  У лиц с сильной нервной системой относительно возбуждения при действии музыкальных программ улучшаются показатели дозирования

 

100

 

силовых и воспроизведение и дозирование некоторых пространственных параметров движений, а также статической выносливости; вместе с тем при любой быстрой музыке ухудшаются временные параметры движений. У лиц со слабой нервной системой, наоборот, улучшаются показатели временных параметров движений, а вместе с тем при медленной минорной музыке ухудшается дозирование пространственных параметров — при движениях малой амплитуды.

Из всего выявленного следует, что однозначного решения о влиянии музыки на двигательную деятельность не существует. Ее воздействие оказывается различным у лиц разного типа нервной системы: сильной или слабой по возбуждению, специфично при проявлении тех или иных психомоторных качеств в зависимости от структуры- музыки как носителя эмоциогенных качеств.

 

1.        Апресян Ю. .Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики. — В кн.: Проблемы структурной лингвистики. — М., 1963, с. 102—150.

2.       Баевский Р. М. Физиологические методы в космонавтике. — М., 1965. — 229 с.

3.       Вяткин Б. А. Влияние ситуации напряжения на некоторые двигательные качества школьников в зависимости от типологических различий по силе процесса возбуждения.— Вопросы психологии, 1964, № 4, с. 39—49. '

4.       Вяткин Б. А. Влияние темперамента на деятельность спортсменов в гребле на байдарках и каноэ. — В сб.: Темперамент и спорт. Пермь, 1976, вып. 3, с. 6—11.

5.    ГолубеваЭ. А., Рождественская В. И. Психологические проявления силы нерв ной системы. — В сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М, 1978, с. 22—37.

6.       Гильбух Ю. З., Костюк А. Г., Лоос В. Г. Проблема функциональной музыки в зарубежной психологии. — Вопросы психологии, 1971, № 3, с. 162—168.

7.       Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Т. I. — М., 1965.— 484 с.

8.       Ильин Е. П. Структура психомоторных способностей. — В сб.: Психомоторика Л., 1976, с. 4—22.

9.       Карпова А. К. Функциональные взаимоотношения между свойствами темперамента как условие успешного выполнения трудовых операций. — В сб.: Вопросы теории темперамента. — Пермь, 1974, с. 42—86.

10.  Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. — М., 1978. — 352 с.

11.  Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.—254 с.

12.  Мерлин В. С. Типологические различия во влиянии отрицательной и положи тельной оценки деятельности на распределение внимания. — В сб.: Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. — Пермь, 1964, вып. 4, с. 95—111.

13.  Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — 2-е изд. — Пермь, 1973. — 291 с.

14.  Мерлин В. С., Маствилискер З. И. Некоторые методики исследования силы возбудительного процесса. — Вопросы психологии, 1971, № 6, с. 151 — 155.

15.  Мерлинкин В. П. Особенности влияния уровня нервно-психического напряжения на статическую выносливость в зависимости от силы нервной системы: Материалы II Всесоюзного симпозиума «Психический стресс в спорте». — Пермь, . 1975, с. 47—48.

16.  Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.— 383 с.

17.  Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы. — М., 1966. — 383 с.

18.    Ражников В. Г., Цеханский В. М. Общий обзор литературы по психологии восприятия музыки. — Вопросы психологии, 1975, № 4, с. 148—154.

19.    Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М., 1971.— 109 с.

20.    Хомская Е. Д. Мозг и активация. — М., 1972.— 382 с.

21.    Hill А. В. Extraversion and variety seeking in a monotons task. — British Journal of Psychology, 1975, 66, No 1, p. 9—13.

22.    Morgenstern F. S., Hodgson R. J., Lew L. Work efficiency and personality: A comparison of introverted and extraverted subjects exposed to conditions of distraction and distortion of stimulus in a learning task. — Ergonomics, 1974, 17, No 2, p. 211—220.

23.    Moutsopoulos E. La musique dans i'oeuvre de Platon. Paris, PUF, 1959. — 428 p.