Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

О ЗАДАЧАХ ЖУРНАЛА

«ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ» В ТЕКУЩЕМ ГОДУ

 

Ушел в прошлое 1979 год — год больших успехов во всех областях жизни нашей страны, жизни советского народа. Велики достижения нашего народного хозяйства. Завершено строительство многих крупнейших промышленных предприятий, металлургических, машиностроительных, химических и других заводов; успешно продвигается строительство Байкало-Амурской магистрали. Большие достижения имеются в социальном развитии страны. Улучшено материальное благосостояние многих категорий трудящихся и ветеранов труда. Введено в строй немалое число больниц, санаториев, домов отдыха. Значителен объем завершенного в истекшем году жилищного строительства. Построено большое число школ по новым, коренным образом усовершенствованным проектам, детских садов и яслей. Исключительно ценны многие достижения советской науки, культуры, образования в нашей стране. Беспримерен по своей длительности и богатству полученных научных данных полет наших космонавтов, далеко продвинувший вперед изучение космоса. Все более крепнет союз науки и производства. Выступления деятелей советского искусства неизменно вызывают восторженный прием во всех странах, где они имеют место. Большие успехи достигнуты в реализации всеобщего среднего образования, в дальнейшем улучшении содержания и методов обучения в развитии высшей школы.

Истекший год ознаменовался выполнением не только планов, но и большого числа дополнительных обязательств, принятых как целыми коллективами, так и отдельными трудящимися по досрочному выполнению и перевыполнению годовых заданий. Широко развернулась по всей стране подготовка к знаменательной дате — 110-летию со дня рождения В. И. Ленина. С большим энтузиазмом берут на себя по случаю этого юбилея трудящиеся нашей Родины социалистические обязательства по завершению к этой дате выполнения планов текущей пятилетки.

Идя в ногу со всей страной, определенных успехов добилась в минувшем году психологическая наука. Опубликовано немало ценных трудов по различным ее областям, посвященных актуальным вопросам теории и практики — дальнейшему улучшению работы школы и: учреждений дошкольного воспитания, рациональной организации различных видов производственного труда, исследованию процессов управления,

 

6

 

проблемам охраны здоровья советских людей — исследованиям в области патопсихологии и нейропсихологии, вопросам психофизиологии и социальной психологии. Посильную помощь всей этой работе все время стремился оказывать наш журнал — «Вопросы психологии».

Из отдельных отраслей психологической науки не было, пожалуй, ни одной, которая не получила бы отражения в прошлогодних номерах журнала.

Разносторонне была представлена разработка советскими психологами проблем общей психологии: проблем психологии личности, ее эмоциональной и познавательной сферы, ее формирования.

1979 год был Международным годом ребенка. В связи с этим большое внимание журнал уделял вопросам детской и педагогической психологии.

Вопросы нравственного воспитания всегда были и остаются одними из актуальнейших в деле воспитания человека коммунистического будущего. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» говорится, что огромный рост материального и духовного потенциала страны создал широкие возможности для реализации программных целей нашей партии в области коммунистического сознания людей. Откликаясь на это постановление, редакция организовала в прошлом году публикацию статей о нравственном воспитании, в которых говорилось о практических вопросах утверждения коммунистической морали.

В связи с задачами дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду был опубликован ряд статей, направленных на усовершенствование учебно-воспитательного процесса в школе, на развитие самостоятельного мышления учащихся, совершенствование их трудового обучения и воспитания. Особое место было уделено изложению хода работы V Всесоюзных педчтений, проходивших в мае минувшего года в Алма-Ате. Несколько статей было напечатано в ответ на июльское постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов»; в них были указаны конкретные пути улучшения качества лекций и повышения их эффективности в высшей школе.

Для обеспечения пропаганды психологических знаний и ознакомления учителей общеобразовательных школ, техникумов и училищ с новейшими психологическими исследованиями в свое время по инициативе самого журнала была открыта рубрика «В помощь учителю». Теперь она стала постоянной. Здесь в наиболее доступной форме получали освещение вопросы педагогической практики, без которых невозможно становление гармонически развитой, активной личности советского человека.

В связи с необходимостью всестороннего обсуждения особо актуальных вопросов, к которым в первую очередь относятся вопросы практических выходов психологических исследований, в журнале в порядке реализации намеченного еще ранее «Круглого стола» была помещена подборка статей по насущным вопросам психологической службы в СССР. На современном этапе развития научно-технической революции наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой общества. Тесная связь науки с производством — этот лозунг должен стать основным при проведении конкретных психологических исследований. В опубликованных статьях обсуждались различные виды профессиональной деятельности психологов-практиков, разные аспекты применения данных психологической науки в практике, ее роли в повышении эффективности производства и качества работы.

 

7

 

Значительное внимание, как и во все предыдущие годы, уделялось историческому анализу развития психологической науки на этапах ее становления в СССР. Две статьи были посвящены анализу творчества одного из основоположников советской психологии — Л. С. Выготского.

Журнал «Вопросы психологии» всегда отмечал основные юбилейные даты, связанные с именами крупнейших русских и советских ученых, внесших значительный вклад в развитие советской психологии. В ознаменование 150-летия великого русского ученого И. М. Сеченова в журнале были помещены статьи, показывающие значение его работ для становления психологической науки. Творчество выдающегося советского психолога и философа С. Л. Рубинштейна, 90-летие со дня рождения которого отмечалось в минувшем году, было также предметом анализа на страницах журнала. Здесь же были впервые опубликованы некоторые материалы из рукописного наследия этого ученого.

В журнале систематически публикуются обзоры исследований, ведущихся за рубежом. Редакция регулярно знакомит читателей с новейшими зарубежными изданиями по психологии.

Наряду со статьями исследовательского характера в истекшем году много места в журнале уделялось статьям-рецензиям, в которых подвергались критическому разбору наиболее интересные книжные новинки по психологии. Своевременный отклик на новые издания не только знакомит массового читателя с достижениями современной психологической науки, но и помогает верно ориентироваться в огромном, с каждым годом увеличивающемся потоке психологической информации.

Существенное место занимает в журнале рубрика «Научная жизнь». Материалы различных конференций, совещаний, симпозиумов по самым различным вопросам психологической науки не всегда бывают оформлены в виде специальных сообщений и тезисов. Поэтому часто сведения о таких встречах специалистов являются почти единственной формой ознакомления широкого круга читателей с хроникой научной жизни психологов. Таковы некоторые итоги работы журнала в истекшем году.

Каковы же задачи его в наступившем 1980 году?

Так же, как и уже истекший 1979 год, этот год будет годом напряженного творческого труда, больших усилий и крупных достижений советского народа во всех областях коммунистического строительства, годом дальнейшего претворения в жизнь решений XXV съезда КПСС и последующих, развивающих эти решения постановлений ЦК КПСС и Советского правительства.

1980 год, год 110-й годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина, год завершения десятой пятилетки, год подготовки к XXVI съезду КПСС, должен стать и станет годом и новых больших успехов Советского государства в области хозяйственного строительства, годом новых научных и технических достижений, развития многонациональной советской культуры, новых успехов во всех областях творческой активности советского народа, руководимого и направляемого Коммунистической партией и ее ленинским Центральным Комитетом.

Стоящие перед нашим обществом и решаемые им задачи требуют существенного и ускоренного развития психологической науки и все нарастающего ее вклада в решение этих задач. Потенциальные возможности психологической науки в решении вопросов из различных областей общественной и личной жизни людей всеобъемлющи. Совершенно необходимо поэтому, чтобы силы научных коллективов концентрировались на наиболее актуальных и общезначимых направлениях,

 

8

 

способных дать наибольший научно-теоретический и практический общественный эффект.

Одно из важнейших перспективных направлений психологических исследований определяется указанными в решениях XXV съезда задачами всестороннего коммунистического воспитания подрастающего поколения, формирования коммунистического мировоззрения, определяющего активное и творческое отношение человека к задачам коммунистического строительства, к своему труду, требовательное отношение к себе, принципиальность и честность в труде и других сферах жизни. Воспитание активных и убежденных строителей коммунизма, пропагандистов и защитников его идей и его завоеваний — задача, требующая дальнейшего развития специально планируемых, хорошо организованных, точно реализованных в научном отношении и скоординированных между собой исследований.

В соответствии с этим журнал будет уделять особое внимание психологическим работам, посвященным теории и практике разных сторон воспитания: идейно-политического, патриотического, умственного, нравственного, эстетического, физического,— в их единстве и взаимосвязи. В этом же плане в журнале будут освещены и некоторые психологические проблемы личности и ее формирования:

По-прежнему одной из существенных задач психологической науки остается решение вопросов школьного и профессионального обучения, поиск наиболее эффективных приемов вооружения учащихся знаниями и, главное, умением их самостоятельно приобретать, стремлением к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию.

Постоянной и одной из важных задач психологии остается участие ее в деле повышения производительности труда, его эффективности и качества в разных отраслях социалистического производства. Большое значение при этом приобретают психологические аспекты оптимальной организации разного рода трудовых процессов и управления производственными, а также учебными и другими социальными коллективами, объединенными совместной деятельностью. Психологические проблемы управления составляют в настоящее время весьма актуальную, практически значимую и многоаспектную область, подлежащую интенсивному изучению и соответственно освещению в журнале. Важные задачи, требующие участия психологической науки, связаны с вопросами организации, формирования и социального развития различных коллективов советских людей, работающих в промышленности, в сельском хозяйстве, в научной области, в разного рода учреждениях и на предприятиях. Вопросы становления межличностных отношений в коллективе, отношений взаимопонимания и взаимопомощи в труде, ответственности за товарища и за весь коллектив, за его трудовые и общественные задачи — все это актуальнейшие проблемы, требующие участия психологической науки, и им также должно быть уделено достойное место в журнале:

Значительного усиления требуют психологические исследования, а соответственно и статьи в журнале, связанные с оптимальной организацией пропаганды политических и научных знаний, с повышением мастерства лектора, пропагандиста, преподавателя, учителя-воспитателя.

Существенными областями психологической практики являются здравоохранение, спорт, искусство и многие другие стороны жизни советских людей. Их полный и дифференцированный перечень вряд ли даже возможен. Эти области коммунистического строительства, равно как и ряд других сторон социального развития нашего общества, выдвигают немалые задачи широкого государственного значения, в решение которых может и должна вносить свой постоянно и

 

9

 

интенсивно нарастающий вклад психологическая наука. Ее различные отрасли — возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, социальная психология и психология управления, медицинская психология, психология спорта и другие направления психологических исследований — должны получить дальнейшее существенное развитие с четкой направленностью на решение как теоретических, так особенно и практических задач в каждой из этих областей.

Ставя своей задачей уделять значительное внимание разнообразным вопросам психологической практики, журнал ждет как от коллективов психологов, так и отдельных ученых материалов, связанных с разработкой практических аспектов психологии. Если в 1979 г. участниками, «Круглого стола» намечались задачи психологической службы в нашей стране, то в 1980 г. предполагается дать информацию о фактической реализации этих задач, об уже существующих видах психологической службы, ее организации, о достигнутых результатах. В этой связи целесообразно обсуждение требований к подготовке специалистов-психологов, которым предстоит работать в определенных практических направлениях.

Наряду с материалами, вскрывающими конкретные пути внедрения психологии в практику, журнал считает необходимым увеличить число и повысить качество публикаций, посвященных основным теоретическим проблемам общепсихологического значения. Решение фундаментальных проблем психологической науки, развитие общей психологии как конкретно-методологической и теоретической основы прикладных областей является важнейшей задачей исследовательских коллективов страны.

«Практическое внедрение новых научных идей — это сегодня не менее важная задача, чем их разработка. Сказанное, конечно, нельзя понимать как снижение интереса к фундаментальной науке», — говорил Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС1.

Отмечая 110-ю годовщину со дня рождения В. И. Ленина, журнал вновь обратился к неиссякаемому творческому наследию создателя нашего государства, анализируя основополагающую роль ленинских идей и трудов в становлении советской психологии и ее сегодняшнем развитии.-

Одну из основных своих задач журнал видит также в систематической публикации статей, критически анализирующих идейные и научные основы буржуазных психологических теорий, их классово-социальную обусловленность и направленность.

Журнал намерен уделять внимание, далее, вопросам как общих исследовательских подходов и методов исследования, так и частных методик психологических исследований с целью дальнейшего повышения их научного уровня и практической эффективности.

Самостоятельного обсуждения заслуживает вопрос о комплексных исследованиях многих научных проблем. В связи с тем что психология все более развивается в областях, пограничных с педагогикой, социологией, физиологией, медициной, кибернетикой и другими науками, важным представляется обсуждение соотношения ее с этими науками, представленного в психологических исследованиях, и путей решения комплексных проблем. Вместе с тем целесообразно обратить особое внимание, на возможность редукционистских тенденций в; психологии и на потерю специфики психологических исследований, на случаи подмены их разработкой проблем, выходящих за пределы, подлинно психологического изучения.

 

10

 

В 1980 г. журнал планирует провести обсуждение комплекса вопросов, касающихся научных взаимосвязей и отношений психологии и педагогики, в первую очередь психологии и дидактики. Журнал будет шире знакомить читателей с обзорами исследовательских работ по отдельным проблемам психологической науки и с основными достижениями отдельных психологических коллективов страны, с наиболее актуальными и значимыми крупными психологическими трудами, с работой психологических конференций и симпозиумов и с другими сторонами научной деятельности советских психологов.

Журналом планируется, далее, систематическое освещение достижений психологов социалистических стран в важнейших отраслях психологической науки, в том числе их опыта внедрения психологических знаний в решение актуальных практических задач обучения и воспитания, совершенствования производства, здравоохранения и др.

Анализ материалов, поступивших в редакцию в течение 1979 г., показывает, что, к сожалению, они не всегда посвящены действительно значимым в теоретическом или практическом плане проблемам нашей науки, не всегда содержат новую, значимую для дальнейшего развития психологии информацию, не имеют иногда достаточно широкого значения, а в ряде случаев, являются лишь дополнительным вариантом уже хорошо известных исследований

Намечая ряд путей по устранению недостатков, имеющихся в журнале, редакция его будет очень благодарна читателям за их пожелания и предложения по улучшению нашей работы.

Исключительно важное значение для всей работы в области психологии в 1980 г. и в дальнейшие годы одиннадцатой пятилетки имеют руководящие указания, данные Л. И. Брежневым в его выступлении на ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПСС о задачах, стоящих перед нашей страной в ближайшее время. Нельзя не подчеркнуть прежде всего весьма важные слова, сказанные в этом выступлении, о том, что партия рассчитывает на действенную помощь со стороны наших ученых — «Академии наук СССР, республиканских и отраслевых академий, всех научно-исследовательских институтов». Большое внимание в работе любых научных учреждений, аналогично тому, как это должно быть в народном хозяйстве, необходимо уделять подъему уровня управления, настойчивой бескомпромиссной концентрации всей исследовательской работы на решении самых актуальных проблем, наиболее значимых для практики строительства, наиболее нужных для различных областей жизни нашего народа. Пора от слов о необходимости бороться с многотемностью и мелкотемностью психологических исследований перейти к действенной реализации этой борьбы, к сосредоточенной и комплексной разработке действительно крупных и наиболее важных психологических проблем. Полностью должно быть отнесено к научным учреждениям и требование дальнейшего укрепления дисциплины на всех уровнях, на всех участках работы. Соответственно этому требуется значительное усиление и ужесточение контроля за выполнением плановых заданий, принятых решений. Отсутствие этого грозит возвращением из года в год к одним и тем же вопросам, переходом их из одного годичного плана в другой. Необходимо поэтому сохранение высокой требовательности, организованности, творческого подхода к делу для повышения качества и эффективности труда как целых коллективов, так и каждого научного работника в отдельности. 1980 год — год 110-летия со дня рождения В. И. Ленина — должен быть годом ударной работы, работы по-ленински. На это должна быть нацелена и так должна быть организована работа всех научных учреждений. Такова задача, стоящая и перед психологической наукой.



1 Материалы XXV съезда КПСС — М: Политиздат, 1976, с. 48.