Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
  Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
  Архив. Компакт-диски. Сборники статей.
  Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ИЗ ВЕКА НЫНЕШНЕГО В ВЕК МИНУВШИЙ: ЮБИЛЕЙНАЯ ЧЕЛПАНОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 

Имя Георгия Ивановича Челпанова мало известно широкому кругу психологов, причем не только молодых, но и уже накопивших профессиональный опыт. В течение долгого времени оно было вычеркнуто из отечественной психологии. Сегодня усилиями сотрудников Психологического института РАО оно возвращается в психологическую науку: увидели свет избранные труды Г.И. Челпанова по философии, психологии и образованию; появились научные публикации, посвященные анализу его взглядов; стало традицией ежегодно проводить Челпановские чтения.

Г.И. Челпанов родился 16 (28) апреля 1862 г., в этом году исполняется 140 лет со дня его рождения. Этой круглой дате и была посвящена конференция “Научная школа Г.И. Челпанова: история и современность (к 140-летию со дня рождения)”, проходившая в Психологическом институте РАО 26 апреля с.г. Вклад Г.И. Челпанова в науку вообще, и в психологическую в частности, до сих пор не оценен по достоинству. Директор Психологического института РАО В.В. Рубцов, открывая конференцию, назвал Г.И. Челпанова основателем отечественной психологии. Будучи обеспокоен отношением современных психологов к достижениям психологической мысли прошлого века, он призвал не только к сохранению, но и к использованию накопленного научного опыта.

Работе конференции предшествовало музыкальное вступление. Музыка А. Вивальди, П.И. Чайковского и И.-С. Баха в исполнении камерного оркестра подготовила к серьезным размышлениям и настроила на возвышенный лад.

Собравшихся приветствовал президент РАО Н.Д. Никандров, который обратил внимание на разработку Г.И. Челпановым вопросов школьного образования; Г.И. Челпанов высказывал идеи, близкие к тому, что мы сейчас понимаем под модернизацией образования. Н.Д. Никандров также напомнил, что Г.И. Челпанов указывал на связь между физическим и психическим здоровьем детей. Последнее звучит особенно актуально в связи с отмечаемой в настоящее время тенденцией увеличения числа соматически ослабленных детей, которые оказываются не в состоянии усвоить базовые учебные понятия, причем если раньше об этом говорили только врачи, то сегодня тревогу бьют педагоги, вынужденные уменьшать объем предметных знаний и максимально даже не упрощать, а уплощать (иначе говоря, искажать с целью выделения главного) изложение.

Доклад В.П. Зинченко “Психологическая наука в начале ХХ века”, богатый по содержанию и яркий по форме, заставил собравшихся возвратиться в психологию прошлого века. В.П. Зинченко выдвинул следующие тезисы, пониманию которых способствует сохранение авторской формулировки:

1) без истории науки не бывает;

2) науку нельзя начать с себя, хотя желающих много;

3) история науки — не кладбище умственно отсталых предшественников;

4) мы стоим на плечах у великанов, но видим не дальше их.

В.П. Зинченко выразил слова благодарности своим Учителям и рассказал об истоках советской психологии. Он подчеркнул, что психологию творили не только те, кто называл себя психологами. В его докладе прозвучали имена И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.А. Флоренского, К.Н. Корнилова, П.П. Блонского, М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета и других.

Если выступление В.П. Зинченко имело ярко выраженную методологическую направленность и касалось фундаментальных вопросов психологической науки в целом, то другие докладчики поделились результатами своих исследований научного творчества Г.И. Челпанова.

В докладе “Концептуальные основы научной школы Г.И. Челпанова” Т.Д. Марцинковская сделала попытку определить значение идей Г.И. Челпанова для современной психологии. По мнению Т.Д. Марцинковской, термин “научная школа” имеет два значения. Согласно первому значению, в основе научной школы может лежать научно-исследовательская программа, и такая научная школа существует столько же, сколько и программа; примерами служат школы И.М. Сеченова и М. Вертгеймера. Во втором значении в школе может и не быть новой идеи, но зато есть лидер, который заражает всех своими эмоциями; это — школа учеников лидера; она кончается тогда, когда исчерпывается эмоциональная связь лидера и учеников; примерами такой школы являются ортодоксальный психоанализ и школа Н.Я. Грота (учителя Г.И. Челпанова), который заложил основы российского психологического сообщества. В основе этой школы лежит идея построения психологии как экспериментальной науки, призванной разрабатывать методы исследования познавательных процессов. Главным для Г.И. Челпанова явилось описание состояний сознания, а не интерпретация полученных данных, которая всегда субъективна.

По мнению Т.Д.Марцинковской, эти идеи Г.И. Челпанова созвучны современной психологии, озабоченной разработкой объективного метода исследования. Заслугу Г.И. Челпанова она видит в описании фактов душевных явлений. А объяснение, писал Г.И. Челпанов, выводит за пределы непосредственного восприятия, что предполагает использование философски отработанных понятий. “Таким образом, эмпирическая психология как наука о душевных явлениях необходимо приводит к философскому учению о душе, или к философии духа” (Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1999. С. 329). Г.И. Челпанов четко различал психологию и философию; предметом философской психологии является душа, а экспериментальной — познавательные процессы. Он считал, что в отличие от философской экспериментальная психология не зависит от социума.

Для Г.И. Челпанова незыблемым оставалось положение, согласно которому философия должна стоять над экспериментальной психологией. Т.Д. Марцинковская пожелала, чтобы объективное трепетное отношение к экспериментальной психологии и описанию фактов сохранилось среди ныне работающих психологов.

Что касается соотношения экспериментальной и теоретической психологии, то Г.И. Челпанов, уделяя большое внимание пропаганде экспериментальной психологии, определяющую роль отводил именно теоретической психологии. В статье “Об отношении психологии к философии” он, признавая право самостоятельного существования экспериментальной психологии, указывал на необходимость систематизирования полученного материала, что является уже задачей “общей, теоретической, или философской психологии” (цит. соч. С. 330). “Эту последнюю психологию следует считать психологией в собственном смысле... Она исследует основные законы духа” (цит. соч. С. 331).

О формировании философских воззрений Г.И. Челпанова рассказала украинский психолог И.П. Маноха. Она назвала имя Г.И. Челпанова самым почитаемым и хранимым в памяти Киевского университета. Именно Г.И. Челпанов стоял у истоков психологического знания в Киеве, он открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в царской России. Вернувшись из Германии, он организовал при Киевском университете философско-психологический семинарий для студентов, чтобы знакомить их с современной психологической литературой.

И.П. Маноха обратила внимание слушателей на работу Г.И. Челпанова “Введение в философию”, назвав ее учением о методологическом строе психологической науки, которая организована таким образом, что все ее части гармонично взаимодействуют. В этой книге Г.И. Челпанов предлагал философии решить три группы проблем: гносеологические, онтологические и космологические. Интересно, что, по мнению В.В.Зеньковского, Г.И. Челпанов был прежде всего философом, а потом уже психологом.

Вкладом в исследование богатого научного наследия явился доклад В.А. Барабанщикова “Г.И. Челпанов и проблема восприятия (анализ ранних работ ученого)”. Автора выступления отличали сконцентрированность на одной проблеме, глубина анализа и точность формулировок. Нелишне напомнить, что докторская диссертация Г.И. Челпанова называлась “Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности”.

По мнению В.А. Барабанщикова, для Г.И. Челпанова проблема восприятия выступала в двух планах: теоретико-познавательном и конкретно-психологическом. Докладчик отметил, что Г.И. Челпанов осуществил теоретико-методологический анализ важнейшей психологической проблемы, подчеркнув с сожалением малодоступность его работ.

Иным по содержанию и направленности явилось выступление В.В. Рубцова, называвшееся “О взглядах Г.И. Челпанова на актуальные проблемы образования”. Докладчик опирался на сборник статей Г.И. Челпанова 1911 г. “Психология и школа”. Как отметил в “Предисловии” сам автор, в книге собраны “статьи, объединенные одной мыслью: “как и какую психологию следует преподавать в средней школе и какая психология должна войти в обиход педагога”” (цит. соч. С. 254). Г.И. Челпанов напоминает, что вопрос об отношении между педагогикой и психологией явился предметом обсуждения на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике, состоявшемся в 1910 г. в Петербурге. В частности, была принята резолюция о желательности серьезной психологической подготовки учителей. По мнению Г.И. Челпанова, знакомство учителя с психологией, действительно, желательно, но оно не может заменить квалификацию учителя.

В.В. Рубцов, возвращаясь к современной школе, обратил внимание на следующее: сейчас сложилось представление, что психологическое образование учителей и школьная психологическая служба решат проблемы образования. Это абсолютно неверно, с точки зрения Г.И. Челпанова. Признавая важность психологических знаний для учителя, Г.И. Челпанов говорил о частом преувеличении роли психологии, а настоящим базисом педагогики считал философию и этику. Педагогика — самостоятельная наука, которая имеет собственный предмет исследования и собственные задачи. В.В. Рубцов подчеркнул недопустимость подмены педагогических проблем психологическими и отметил слабое, явно недостаточное взаимодействие психолога с педагогами, когда каждый их них занят решением собственных проблем.

Какая психология нужна педагогу? По мнению Г.И. Челпанова, педагог должен владеть основами и теоретической, и экспериментальной психологии и использовать их в педагогической деятельности: “педагог должен быть знаком, во-1-х, с психологией общей, или теоретической, во-2-х, с психологией детского возраста, в-3-х, с экспериментальными методами исследования” (цит. соч. С. 399). Г.И. Челпанов рекомендовал педагогам заняться педагогическим наблюдением и собиранием педагогических коллекций, которые могли бы иметь научное значение. Что касается обращения педагогов к экспериментально-педагогическим исследованиям для практических целей, то Г.И. Челпанов относился к этому отрицательно. Он утверждал абсолютно однозначно: “Экспериментально-психологические исследования педагогических проблем следует производить только в специальных институтах. Педагоги отнюдь не должны заниматься диагнозом личности и не должны заботиться о приобретении соответствующих аппаратов” (цит. соч. С. 408–409).

Где педагог может получить психологические знания? Г.И. Челпанов говорил о полезности льготных курсов по психологии, преподавание на которых должно вестись в форме не только лекций, но и практических занятий.

Нужно ли преподавание психологии в школе? Ответ прост и не требует обоснований: знания из психологии и логики так же необходимы человеку, как и общая культура.

Г.И. Челпанов положительно отвечал на вопрос “Доступна ли психология пониманию учащихся?” и говорил о необходимости подбора материала, способствующего пониманию учащимися философских вопросов психологии. Он писал: “Необходимо внести в курс психологии учение о душе. Одна эмпирическая психология остается все-таки крышей без здания” (цит. соч. С. 313). Что касается экспериментальной психологии, то в курсе психологии она служит для иллюстрации общих принципов психологии. “В гимназии центр тяжести преподавания должен быть перенесен на теоретическую психологию” (цит. соч. С. 316).

Сейчас усилиями психологов в школу вводится психология, однако, посетовал В.В. Рубцов, для успешной реализации идеи не хватает поддержки Министерства образования РФ. Актуально звучат слова Г.И. Челпанова: “Психология начинает приобретать слишком важное гуманитарное значение, чтобы ее отсутствие среди предметов гуманитарного образования не было замечено” (цит. соч. С. 384).

Свое выступление В.В. Рубцов закончил словами Г.И. Челпанова, которые служат назиданием о том, как следует вводить психологию и использовать ее возможности для решения проблемы обучения и воспитания: “пожелаем, чтобы педагоги... не делали попыток превращать школу в психологическую лабораторию с аппаратами. Школа сама по себе представляет психологическую лабораторию. Педагог имеет возможность наблюдать, исследовать детей на уроках... Такого изучения вполне достаточно для вдумчивого и психологически образованного педагога” (цит. соч. С. 446).

Если прошлогодние Челпановские чтения касались вопросов психологической службы образования, то нынешние юбилейные — места психологии в педагогическом процессе. На обеих сессиях звучали выводы о единстве теоретической и экспериментальной психологии и о важности фундаментальных психологических знаний.

Размышления над проблемами, поднятыми докладчиками, были продолжены на заседании “круглого стола”, в задачи которого входило как обсуждение теоретических вопросов психологии и установление преемственных связей между научным наследием Г.И. Челпанова и современными исследованиями, так и анализ состояния психологии образования в свете идей Г.И. Челпанова.

В.П. Зинченко предложил посмотреть собранную им коллекцию лиц, имеющих отношение к великой русской культуре и психологии. Его слушали на одном дыхании: психологи со стажем, глядя на фотографии своих Учителей, с ностальгией вспоминали прошлое, а молодые узнавали то, о чем не принято писать в учебниках и рассказывать на лекциях. А.М. Матюшкин охарактеризовал услышанное как историю психологии в лицах, как неформальный разговор о нашей психологии.

Выступление В.П. Зинченко побудило всех присутствующих задуматься о роли психологического знания, о его разнообразных формах и месте среди современных наук о человеке.

И.В. Дубровина продолжила высказанную В.П. Зинченко мысль о психологии как части культуры, затронув очень важную и болезненную проблему снижения уровня образования. Г.И. Челпанов 85 лет назад предупреждал: “Понижение образовательного уровня средней школы... повлечет за собой прежде всего понижение уровня нашей культуры и приведет нас к полной культурной зависимости от других народов, потому что именно средняя школа есть основа культуры народа” (Челпанов Г.И. Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе. М.: Б.и., 1994. С. 296).

С неожиданным признанием в своей мечте — быть похожим на идеалиста Г.И. Челпанова выступил В.В. Мунипов. По его мнению, такая мечта должна быть и у нашей психологии.

Впечатлениями о конференции поделился А.Д. Червяков. Он также подчеркнул необходимость именно фундаментальных психологических исследований, сославшись на слова Г.И. Челпанова об эмпирической психологии как крыше без здания. Г.И. Челпанов по этому поводу писал: “Есть только одна психология; экспериментальной психологии как особой научной дисциплины вовсе не существует, а есть только экспериментальной психологии как особой научной дисциплины вовсе не существует, а есть только экспериментальные методы исследования” (Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1999. С. 334).

В заключительном слове В.В. Рубцов поделился радостью возвращения в научную жизнь института традиций проведения конференций и семинаров.

В завершение работы конференции были названы лауреаты премий имени Г.И. Челпанова и А.А. Смирнова: В.П. Зинченко, И.В. Дубровина, И.П. Маноха, Т.Д. Марцинковкая, В.А. Барабанщиков.

Имя Г.И. Челпанова последнее время все чаще упоминается среди отечественных ученых, внесших свой вклад в научную психологию. Известный американский психолог У. Джемс заметил: “Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, — потратить жизнь на дело, которое переживет вас”. Дело Г.И. Челпанова не просто пережило своего создателя и стало достоянием истории. Идеи, высказанные почти сто лет назад, сегодня актуальны как никогда.

Если раньше перед историками науки стояла задача восстановления в правах психологии Г.И. Челпанова, то теперь ситуация сменилась на противоположную, и нам — ныне живущим психологам — нужны научные открытия этого неутомимого деятеля психологии и философии. Во многих вопросах сегодня мы двигаемся в направлении, указанном в начале прошлого века Г.И. Челпановым.

М.А. Степанова

Москва