Содержания номеров журнала за 2022 г.
Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг. Архив. Компакт-диски. Сборники статей. Психологический словарь |
English
|
новости научная жизнь анонсы прайс о журнале тематическая подборка статей |
НАЗАД — К МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ
А.Г. АСМОЛОВ
Текст
представляет собой отзыв на статью А.В. Сурмавы.
Ключевые слова: методология, К. Маркс, культурно-историческая психология.
Статья А.В.Сурмавы —
честная, важная. В ней заявлена яркая индивидуальная позиция, присутствуют
нормальные «завихрения».
В свое время Л.С.Выготский
высказал идею о том, что понимание мысли собеседника без понимания мотива,
который им движет, представляет собой неполное, оскудненное понимание. Если я
рискну применить исторический психоанализ к мотивации А.В.Сурмавы, то
идентифицируюсь с ним. Я ощущу его боль за ситуацию нежелания заниматься
методологией в психологии как боль свою собственную. Я вместе с ним скажу:
«Психологи, вы столько лет делали из К.Маркса священную корову, что начали
испытывать по отношению к нему глубинные психоаналитические комплексы».
А.В.Сурмава со страстью
повествует о духовных подменах в нас: когда-то мы из К.Маркса делали идола, а
теперь кричим: «Ату его!» В действительности кризис современной психологической
мысли в России куда глубже того, который живописует А.В.Сурмава. Мы превратили
психологию в товар. Под лозунгом «Даешь практику!» мы гоним кич-психологию в
массы. Истинно то, что востребовано, а востребовано то, что продаваемо.
Некоторые из нас, живущие по
принципу «чего изволите?», начинают поклоняться различным административным
царькам и не гнушаются, потеряв совесть, ставить этих царьков в один ряд с
Мастерами, в булгаковском смысле этого слова, психологии — с Л.С.Выготским,
С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, В.В.Давыдовым... Воистину, предают только
преданные люди. Предают только близкие и свои. Когда мы опомнимся? — Тогда,
когда поймем, что культурно-историческую психологию, культурно-деятельностную
школу, как «Феноменологию» Г.Гегеля надо прострадать. Статья А.В.Сурмавы нужна
для нас уже потому, что ее автор призывает нас разобраться в личностных смыслах
заигравшегося в статусно-административных ритуальных танцах психологического
сообщества.
В качестве пожеланий автору
я выскажу следующее:
1. Я бы не игрался с
подзаголовком «Опыт исторического психоанализа», так как из-за него теряется
близкий сердцу автора идеал «монизма». Если реально заниматься историческим
психоанализом, то необходимо более емко передать социальную биографию
культурно-исторической психологии, ее травмы и комплексы.
2. Может, стоило бы
более четко раскрыть понятие «культурно-деятельностная школа». Оно интересно и
перспективно. Для меня оно значимо прежде всего тем, что бросает вызов
несуразным дискуссиям об оппозиции между культурно-исторической психологией и
деятельностным подходом.
3. Статья выиграла бы
от легкого ослабления эгоцентризма автора. Ведь в отечественной психологии уже
достаточно жестко заявлена позиция необходимости понимания К. Маркса, а не
забвения его.